Полезные ссылки

04.11.2017
Проект "Декупаж"

История декупажа: от Средневековья к современности

Декупаж, или как его часто называют салфеточная, вырезковая роспись – это уникальное направление декорирования, которое позволяет украсить поверхность любого типа – мебель, посуду, ткань, предметы быта из различных материалов – с помощью аппликации, но не обычной, а в завершенном виде имитирующей художественную роспись.

По сути декупаж – это техника точного, тонкого вырезания изображений и нанесения их на декорируемую поверхность с помощью средств, которые позволяют создать иллюзию отсутствия «швов» и абсолютно ровную поверхность, которая выглядит как инкрустация или роспись. У искусства декупажа богатая история, восходящая еще к Средневековью, которая во многом определила и современное разнообразие техник и стилей декорирования.

Впервые декупаж как вид искусства упоминается в письменных источниках, датированных 15 веком. В Германии того времени для украшения мебели, создания иллюзии эксклюзивной росписи и дорогого «заморского» антиквариата использовали вырезанные картинки, но предположительно тенденция к имитации росписи путем вырезания разнообразных мотивов зародилась намного раньше – еще кочевники в Восточной Сибири украшали похожим способом могилы своих предков.

Пика популярности искусство декупажа достигло в претенциозной и роскошной Венеции, где в 17 веке были буквально одержимы роскошной мебелью с инкрустациями в японском или китайском стиле. Поскольку достать оригинальные изделия было практически невозможно, изобретательные венецианские мастера, подарившие миру легендарное муранское стекло быстро научились имитировать восточный стиль инкрустаций, покрывая наклеенные изображения несколькими слоями лака не только для защиты, но и для создания иллюзии натуральной поверхности с глянцевой и абсолютно ровной текстурой.

Зародившись в Венеции, искусство, в то время известное как «Арте повера» («искусство бедняков») захватило всю Италию. И если современники расценивали произведения, оформленные в технике декупаж как доступную подделку, сегодня редкие образцы старинного арте повера считаются едва ли не самым дорогим антиквариатом.

Итальянское течение и в наши дни служит источником вдохновения для лучших мебельных производителей мира, которые подражают древнему искусству в самых новых коллекциях.

Но не только в Италии активно развивалось искусство вырезковой росписи. Во Франции, в частности в последние десятилетия монархии Мария Антуанетта и ее окружение ввели моду на декупаж при дворе ее супруга Людовика 16, правда, эта декоративная техника присутствовала не столько в отделке предметов быта, сколько в интерьере и украшениях.

В Англии, которая положила начало развитию декупажа как повсеместного хобби, он распространился лишь в Викторианскую эпоху, но зато темпам его развития могли позавидовать даже классические виды рукоделия. К середине 19 века увлечение декорированием при помощи вырезок стало настолько массовым, что началось производство специальных листов с коллекциями для вырезания (прародители современных декупажных карт), а техника декупажа была знакома едва ли не в каждом доме.

Именно из викторианского декупажа установилась и держится и до сегодняшнего дня тенденция к выбору сентиментальных мотивов с их пасторалями, цветами, фигурками, ангелочками и разнообразной романтическими сюжетами.

Перейдя в раздел популярных хобби, доступных любым категориям населения, декупаж из Англии перекочевал в Америку и в период между мировыми войнами наиболее активно развивался именно за океаном, в конце концов сформировавшись в отдельную отрасль с производством специализированных инструментов, материалов и товаров. Именно в Америке декупаж стал неотъемлемой частью дизайнерских приемов в оформлении интерьеров.

После Второй мировой войны декупаж пережил относительное забвение, а точнее, период, когда декорирование с помощью его техник выпало из перечня модных трендов и тенденций. Тем не менее, само искусство активно развивалось, бережно лелеемое в частных коллекциях и предметах быта. Возвращение моды на эксклюзивные предметы с духом старины в преддверии нового тысячелетия дало и древнему искусству декорирования новый виток развития.

 

Технология изготовления

 

Поэтапное изготовление изделия

Графическое изображение

Материалы, инструменты, приспособления на каждом этапе

Необходимо загрунтовать панно (я купила  заготовку в магазине), для этого край губки обмакиваем в грунт и закрашиваем всю поверхность, часто прижимая губку к доске (так значительно быстрее и ровнее чем кистью). Ждем, пока грунт высохнет.

Губка, грунт

Аккуратно вырываем необходимый фрагмент из салфетки.

 

«Расслаиваем»  салфетку, отделяя 2 нижних слоя.

 

Кладем салфетку на файл (лицевой стороной вниз) и потихоньку наливаем воду, чтобы салфетка прилипла к файлу. Проглаживаем аккуратно кистью, избавляемся от складок и пузырей.

Кисть, файл, вода.

Переворачиваем файл с салфеткой и накладываем на панно.

 

Проглаживаем кистью файл, тем самым убирая складочки на салфетке, медленно, начиная с верхнего края, убираем файл.

 

Плоская синтетическая кисть

Фрагмент салфетки промазываем клеем. Ждем, когда высохнет клей.

 

Кисть,  акриловый клей

Покрываем панно акриловым лаком.

 

Плоская синтетическая кисть, акриловый лак

Подбираем необходимый цвет акриловой  краски (смешав 2 цвета), чтобы сделать фон нижней части панно.

Синтетическая кисть, акриловые краски: акрил перламутровый красный гранатовый, акрил золото сусальное.

Когда фон закончен,  занимаемся прорисовкой отдельных деталей салфетки. Ждем,  пока краска высохнет.

Тонкая синтетическая кисть, акриловые краски

Для создания эффекта шероховатости в нижней части панно используем гель - пасту «Ледяная» Наносим ее губкой.

Губка, моделирующая гель-паста

Покрываем панно акриловым лаком в несколько слоев (с промежуточной сушкой).

 

Акриловый лак, синтетическая кисть

Панно готово.

 

 

 

 

Методика использования техники декупаж в детском саду

Изобразительное творчество детей – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение ими мира, на их творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры. Работа в технике «Декупаж» обеспечивает общекультурную подготовку, прикладную и практическую направленность дошкольного образования, что определено в стандартах второго поколения.

Дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу.

Поэтому педагогу необходимо создать такие условия, которые могли бы реализовать весь положительный потенциал ребенка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.

Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.

 

Материал и оборудование:

-предмет для декорирования;

-трёхслойные салфетки;

-ножницы;

-клей ПВА,

-кисточки;

-губка;

-гуашь;

-лак (используется только воспитателем в отсутствии детей).

Мастера, работающие в технике «Декупаж», используют акриловые краски. В условиях детского сада можно заменить акриловые краски на гуашь.

Технология работы:

Работа над декорированием предметов выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать:

  1. выбираем предмет для декорирования (например, блюдце);
  2. грунтуем (клей ПВА смешать с белой гуашью в равных долях);
  3. трёхслойные салфетки с рисунками (выбираем элементы рисунка);
  4. вырезаем или обрываем по краю рисунка;
  5. отслаиваем салфетку (нам нужен только первый слой рисунка);
  6.  на высушенной поверхности блюдца накладываем элементы рисунка по замыслу;
  7. клей ПВА наносим поверх элемента салфетки, используя синтетическую кисточку;
  8. фон создаем щетинной кисточкой методом «тычка» (или другими нетрадиционными методами), а затем дорисовываем, что считаем нужным (прожилки, завиточки т.д.);
  9. заключительный этап работы - нанесение лака, выполняет только воспитатель в отсутствии детей.
Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев