Полезные ссылки

03.04.2017
Творческий проект на тему « Роспись деревянной доски. Городецкая роспись»

ВВЕДЕНИЕ

Идея данного проекта – после изучения материала создать работу по продуктивным видам деятельности «Городецкая роспись деревянной доски ».

Актуальность:

Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит кпотери связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека.

Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение

 

Цель –знакомство детей с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи по дереву, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка. Способствование формированию основ целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти, способности развития интереса к национальной культуре.

Задачи:

 развитие зрительно-пространственной координации;
– развитие мелкой и крупной моторики руки;

– ознакомление с Городецкой росписью;

– обучение технике рисования Городецкой росписи.

 

 

Теоретическая часть

1.Что такое Городецкая роспись?

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

2.История Городецкой росписи

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Почему же роспись назвали гродецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.Городец с давних пор славится "глухой" резьбой по дереву, так как больше всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал, который всегда был под рукой. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

3.Подготовка материала к росписи

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для росписи является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера.Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

4.Мотивы и композиции городецкой росписи

Картинки городецкой росписи сюжетны, а сцены ее чаще всего происходят на природе или в интерьере. Как правило, это конные и пешие прогулки, катания на тарантасах, застолья или посиделки. К наиболее распространенным цветочным мотивам относятся розы и купавки с симметричными листьями. Животный мир чаще всего представляют конь и птица. Ну и, конечно же, традиционный сюжет - «древо жизни» - которое олицетворяет собой всю природу. На сегодняшний день в городецкой росписи существует три вида композиций:

-цветочная роспись,

-цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы

-сюжетная роспись.

 Безусловно, такое деление на виды весьма условно, поскольку та же сюжетная роспись не может обойтись без цветочных мотивов.

Цветочная роспись.

Это самый простой и наиболее часто используемый вид. В самом простом варианте изображается один цветок с расходящимися от него листьями. Более сложный вариант цветочной росписи предполагает и цветочный орнамент и более крупные, вписанные в круг, цветы.

Среди цветочного орнамента можно выделить несколько наиболее распространенных:

изображенный симметрично «букет»,

«гирлянда» - одна из разновидностей «букета», когда один или нескольку крупных цветков располагаются в центре, а в стороны от них расходятся мелкие цветы с листьями,

«ромб» - вариация «гирлянды», когда от крупных цветов, изображенных в центре, рисуются цветы и листья, которые постепенно уменьшаются к вершинам ромба.«цветочная полоса» - представляет собой повторяющуюся ленту цветов одинакового размера, которые могут варьироваться цветом и рисунком.«венок» - в принципе, та же «цветочная полоса», только замкнутая в круг.

Цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы.

Как и в цветочной росписи, картинки городецкой росписи с изображением коня или петуха могут быть симметричными. Они могут располагаться как по сторонам от цветущего дерева, так и внутри цветочной гирлянды. Допускается, если среди симметричного цветочного орнамента буду изображены две асимметричные по рисунку птицы, иногда даже различные по цвету. Одновременно могут быть использованный сразу два мотива: курочка и петух. Кстати, конь и петух символизируют солнце и пожелание счастья. А вот изображение курочки и петуха является символом семейного благополучия и пожелания семье множества детей.

Сюжетная роспись.

Этот вид городецкой росписи предполагает расписывание больших площадей. Роспись ведется, как правило, в два или три яруса. В верхнем ярусе рисуется основной сюжет (застолье, свидание, прогулка и т.д.), средний ярус, разделяющий, представлен в виде цветочной полосы, а нижний выглядит как цветочный орнамент. Может быть и другой вариант, когда основной сюжет опоясывается цветочной полосой.Картинки городецкой росписи со сценами чаепития, свадьбы или застолья обязательно включают изображение стола. При этом стол заполнен самоваром, чашками и вазой с цветами (которая, кстати, символизирует достаток и богатство). Лица сидящих за столом людей всегда обращены к зрителю. Крайне редко можно встретить изображения, развернутые в три четверти.Если изображаются сцены гуляний, выездов или свиданий, то воспроизводятся целые улицы с церквями, домами, заборами и различными растительными мотивами в виде деревьев и цветов. Очень часто рядом с главными героями росписи можно увидеть изображения различных животных. В таком случае главные герои рисуются более крупно на переднем плане, а второстепенные лишь оттеняют их.

5.Необходимые материалы

-Фанера (подготовленная доска)

-Простой карандаш;

-Ластик;

-Гуашь;

-Емкость для воды;

-Бесцветный лак.

 

Заключение:

Городецкий промысел – явление яркое, солнечное в народном искусстве и привлекает интерес детей, поэтому есть возможность использовать его в работе с учащимися. Дети любуются звонкими сочетаниями красок, забавными сюжетами сцен из жизни провинциального города. Изящные кони, сказочные птицы вызывают у них восхищение, будят воображение, учат видеть необычное в окружающем мире, дорожить традициями своей семьи, школы, своего народа.

Программу можно использовать в начальной школе студентам и молодым учителям. На данном этапе развития человечества утрачивается значение народных промыслов и дети должны узнать о таком известном промысле как Городец, о мастерах, которые возрождали промысел и давали толчок для его дальнейшего развития.

 

Список использованной литературы

1. Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. - №3. – С. 44–45.

2. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю.С. Осипов; под ред. Ю.С. Осипова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 561с.,

3. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования

[Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.,

 

 

Технология изготовления

Этапы работы

Графическое изображение

Материалы, инструменты

1.Подготовитель-ный этап.

фанера, простой карандаш, ластик

2.Простым карандашом делаем  наброски рисунка (птица и цветы) на фанере

Фанера, простой карандаш, ластик

3.  процесс росписи начинаем с птицы

фанера с рисунком, кисти, краски

4. Переходим к росписи более мелких деталей

Фанера с рисунком, кисти, краски

5. Прорисовываем мелкие детали

Фанера с рисунком, кисти, краски

6. Когда гуашь высохнет, необходимо фанеру покрыть бесцветным лаком

Фанера с рисунком, бесцветный лак, кисточка

7.Заключительный этап

Вот что у нас получилось!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассчетная стоимость изделия:

-доска 50 руб.

-гуашь 100 руб.

-лак 150 руб.

-кисти 100 руб.

Итог: 400руб.

 

Заключение

Примерное время на изготовление 3 дня. Технология изготовления изделия достаточно проста.

В результате проектной деятельности развиваются способности развития зрительно-пространственной координации, развитие мелкой и крупной моторики рук. Детям очень нравится такой вид работы.

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев