Полезные ссылки

17.03.2017
Методическое пособие нетрадиционные приемы художественной обработки материалов

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающего поколения, владеющего технологической культурой, готового к преобразовательной деятельности и имеющего необходимые для этого научные знания.

Возможности дисциплины «Технология» выходят за рамки обеспечения обучающихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данная дисциплина может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Характерная особенность учебного предмета «Технология» в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований Федерального стандарта третьего поколения – практико-ориентированная направленность предлагаемого содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности.

Программы по трудовому обучению и технологии в начальной школе обычно строились на изучении материалов, применяемых на уроках, их технологической обработке и знаниях об используемых инструментах.

Программные разделы назывались:

1) работа с бумагой и картоном;

2) работа с тканью;

3) работа с разными материалами;

4) техническое моделирование.

Для того чтобы ввести новое и нестандартное в эту стабильно неизменную схему, предлагаем рассмотреть новые способы художественной обработки материалов, которые помогут значительно расширить и разнообразить перечень видов деятельности на уроках технологии по данным разделам. Многообразие приёмов обработки материалов, с которыми работают дети на уроках технологии и их практическое применение в жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Любой изучаемый материал обладает определенными характерными свойствами. Поэтому знакомство с ним будет происходить намного легче, если пользоваться предложенным планом.

1. Происхождение (или получение) материала.

2. Свойства материала:

- структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость);

- способность материала к изменениям при нагрузке и восстановлению первоначальной формы (упругость, гибкость);

- оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость);

- химические свойства (обработка, окраска) материала.

Естественно, что для каждого материала предусмотрен свой, индивидуальный план анализа свойств. Правильно используя в процессе выполнения работы качества материалов, можно добиться интересных результатов в техническом и художественном моделировании.

При художественной обработке материалов нестандартными способами необходимо учитывать следующие факторы:

-соответствие выбора материала возможностям его применения;

-соответствие формы изделия его назначению;

-пропорциональность и соразмерность частей;

-красоту и выразительность;

-общее композиционное решение.

Выбирая для урока трудового обучения изделия и работы, преподаватель ставит и решает основные методические цели: продвижение детей в овладении новыми знаниями, умениями и навыками по сравнению с уже приобретенными ранее; доступность технологии изготовления каждого изделия учащимися на высоком качественном уровне; возможность занять работой всех учащихся класса. Разнообразить учебный процесс, сделать его интересным и увлекательным значительно помогают применяемые на уроках трудового обучения новые, нетрадиционные приёмы обработки материалов: аппликация с элементами бумагопластики, пластилиновая живопись, мозаика из крашеной бумаги, вышивка лентами, панно из окрашенной яичной скорлупы, папье-маше на надувной основе, мягкая игрушка, окрашенная ароматной краской и т.д.

Ниже приводятся технологические карты изготовления различных поделок, позволяющие младшим школьникам осваивать нетрадиционные приёмы обработки материалов. Будущие учителя могут использовать данные технологические карты на педагогической практике, учителя – использовать в своей работе, а родители – в совместном с детьми творчестве.

 

 

Изготовление декоративной упаковки-сюрприза «Конфета» (для учащихся 2 класса)

 

Технологическая карта изготовления упаковки

 

Оборудование: картонная основа от использованного рулона туалетной бумаги, гофрированная цветная или белая бумага, ленточки, кружева, блестки, фольга, капроновая лента, ножницы, тарелка или блюдо.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Картонную основу от использованного рулона туалетной бумаги обернуть в гофрированную цветную или белую бумагу, предварительно положив в неё сюрприз.

картонная основа от использованного рулона туалетной бумаги, гофрированная цветная или белая бумага, ножницы

2.

Можно наложить на гофрированную бумагу кружева, блёстки, капроновую ленту, фольгу и т.д. По краям оставить по 5 см и завязать ленточками.

ленточки, кружева, блестки, фольга, капроновая лента, ножницы

3.

Положить «конфеты» на тарелку или блюдо и предложить гостям.

Тарелка или блюдо

 

 

Изготовление декоративной объёмной аппликации из картона и цветной бумаги «Букет для мамы»

(для учащихся 2 класса)

 

Технологическая карта изготовления аппликации

 

Оборудование: картон, цветная бумага, клей, карандаш, клей, салфетка.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

На основе с помощью шаблона отметить места приклеивания полос бумаги.

картон, шаблон, карандаш

2.

Наклеить заранее заготовленные полоски бумаги по контуру окружности, соединив предварительно концы полос. Для пышности цветка можно повторить действие дважды.

цветные полоски из бумаги, клей, салфетка

3.

Заполнить приклеенными полосками внутреннюю часть окружностей, сформировав пышные цветы.

цветные полоски из бумаги, клей, салфетка

4.

Провести линии между цветками для наклеивания листьев.

карандаш

5.

Наклеить заготовленные листья из цветной бумаги на намеченные линии.

листья из цветной бумаги, клей, салфетка

 

 

Изготовление картины из пластилина

 (для учащихся 2 класса)

 

Технологическая карта изготовления пластилиновой картины

 

Оборудование: бумага, карандаш, пластилин, подкладной лист, салфетка для рук, рамка со стеклом, стека, лист картона.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Выполнить эскиз на бумаге или взять готовое изображение.

бумага, карандаш

2.

Смешать небольшие кусочки пластилина разного цвета для получения оттенков одного цвета.

Пластилин, подкладной лист, салфетка для рук

3.

Подложить эскиз под рамку со стеклом и накладывать пластилин на стекло.

Рамка со стеклом, пластилин, салфетка для рук, стека

4.

После заполения картины пластилином, закрыть её плотным листом картона и перевернуть.

Лист картона

 

 

 

Изготовление куклы-пеленашки (для учащихся 2 класса)

 

Технологическая карта изготовления куклы-пеленашки

 

Оборудование: деревянная ложка, светлая льняная или хлопчатобумажная ткань, шнур, цветная ткань для платка и пелёнки.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

На черенок нераскрашенной ложки (если ложка декорирована, то её черпак можно предварительно обмотать светлой льняной или хлопчатобумажной материей) аккуратно намотать белый лоскуток ткани, ширина которого соответствует длине черенка, а длина составляет 55-70 см.

деревянная ложка, ткань

2.

Посередине общей длины ложки ткань завязать шнуром (узел раньше символизировал пуп – центр жизненной силы).

деревянная ложка, ткань, шнур

3.

На голову куклы (черпак ложки) повязать платок. Кусок материи  (22х 25 см) сложить пополам и, «обрамляя» внешнюю сторону черпака ложки, сделать одинарный узел спереди и двойной узел сзади ложки.

 

ткань для платка

4.

Куклу завернуть в пелёнку и крестообразно перетянуть верёвочкой (раньше это являлось дополнительным оберегом).

ткань для пелёнки, верёвочка

 

 

Изготовление аппликации-мозаики из крашеной бумаги «Тропическая рыбка» (для учащихся 3 класса)

 

Оборудование: акварельная бумага, карандаш, гуашь или акварель, ёмкость с водой, кисточка, ножницы, клей, тёмный картон для фона, салфетка для рук.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

На акварельной бумаге изобразить тропическую рыбку.

акварельная бумага, карандаш

2.

Дорисовать на эскизе подводные растения и дно.

акварельная бумага, карандаш

3.

Разбить рисунок вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие части.

карандаш

4.

Раскрасить каждую часть рисунка яркими красками (гуашь, акварель). После высыхания вырезать постепенно картинку по частям (начиная с верхнего края) и наклеить на тёмный фон с небольшим отступом.

гуашь или акварель, ёмкость с водой, кисточка, ножницы, клей, тёмный картон для фона, салфетка для рук

 

 

Вышивка шёлковой лентой «Роза» (для учащихся 3 класса)

 

Технологическая карта изготовления вышивки лентой

 

Оборудование: канва, маркер или карандаш, шёлковая лента (красная и зелёная), игла, напёрсток, пяльцы, нитки под цвет ленты, ножницы, игольница, готовая рамка или паспарту.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

На канве определить размер будущей розы (окружностью), разделить окружность на пять частей и отметить центр окружности.

канва, маркер или карандаш

2.

Сделать пять радиальных стежков через центр окружности.

 

игла, напёрсток, пяльцы, нитки под цвет ленты, ножницы, игольница

3.

Вывести иглу с лентой на лицо в центре круга. Начинать обвивать ленту поочередно над и под прямыми стежками, не прокалывая ткань. Двигаться против часовой стрелки.

игла, напёрсток, лента, игольница

4.

Процесс напоминает штопку, только лента идет по спирали. Не натягивайте ленту слишком сильно. Продолжайте работать по направлению к внешнему краю круга до тех пор, пока лента полностью не закроет нитки, выведите ленту на изнанку, отрежьте, оставив хвостик около 1,5 см.

игла, напёрсток, пяльцы, лента, ножницы, игольница

5.

Вышивать листочки зелёной лентой. Лента проходит не только через основу, но и через саму себя. Смещение прокола к краю ленты позволяет достичь очень интересных эффектов в вышивке листьев и лепестков. Поэкперементируйте с разным направлением натяжения ленты.

игла, напёрсток, пяльцы, зелёная лента, ножницы, игольница

6.

Готовую вышивку можно оформить в рамку или паспарту.

готовая рамка или паспарту

 

 

 

Изготовление декоративной рамки-паспарту из картона и цветной бумаги  (для учащихся 3 класса)

 

Технологическая карта изготовления рамки-паспарту

 

Оборудование: картон, линейка, карандаш, ножницы, клей, салфетка.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Вырежьте из картона четыре детали:   

 а) 15 х 20 см –(основа для рамки).

б) 10,5 х 14,5 см – (основа паспарту) – тонированный картон или бархатная   бумага.

в) 10,5 х 14,5 см – (задняя сторона рамки).

г)  20 х 3 см – (подставка рамки).

картон, линейка, карандаш, ножницы

2.

На изнаночной стороне большого прямоугольника начертите рамку, отступив сверху и по бокам –  2,5 см, а снизу – 3,5 см. Начертите диагонали  внутреннего прямоугольника и аккуратно разрежьте их. 

картон, линейка, карандаш, ножницы

3.

Отогните разрезы (треугольники) по линиям внутреннего прямоугольника. На отогнутых треугольниках начертите линии, отступив от линий сгибов 7–10 мм, и сделайте перегибы в противоположную сторону от первых сгибов.

картон, линейка, карандаш, ножницы

4.

Подклейте к отогнутым краям заднюю сторону рамки.

картон, клей, салфетка

5.

Подклейте основу паспарту к лицевой стороне рамки.

картон, клей, салфетка

6.

Сделайте подставку к рамке.

картон, клей, салфетка

 

 

Изготовление мозаики из яичной скорлупы на картоне «Сказочный замок» (для учащихся 3 класса)

 

Технологическая карта изготовления мозаики

 

Оборудование: картон, рисунок замка, карандаш, (при необходимости – копировальная бумага), маркер, пищевой краситель разного цвета, яичный желток, ёмкости для краски, ватные палочки, яичная скорлупа, клей, салфетка.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Нарисовать замок или перевести изображение замка на белый картон. На стенах замка нужно выделить чёрым маркером каменную кладку.

картон, рисунок замка, карандаш, (при необходимости – копировальная бумага), маркер

2.

Создать вокруг замка  несложную композицию.

картон, маркер

3.

Смешать пищевой краситель разного цвета с яичным желтком в разных баночках. При помощи  ватных палочек заполнить «точкованием» внутреннее пространство

 замка.

 

пищевой краситель разного цвета, яичный желток, ёмкости для краски,ватные палочки, салфетка

4.

Наклеить на стены замка яичную скорлупу и покрыть её «яичной» краской. При высыхании краска приобретает блестящий глянцевый лакированный оттенок.

яичная скорлупа, клей, ватные палочки, «яичная» краска, салфетка

 

 

 

Изготовление мягкой игрушки (ароматный сувенир) «Дракоша» (для учащихся 4 класса)

 

Технологическая карта изготовления мягкой игрушки

 

Оборудование: бумага, карандаш, ножницы, белая хлопчатобумажная ткань, игла, нитки, напёрсток, синтепон, для смеси: вода, растворимый кофе, корица, ванилин, клей ПВА; кисть, салфетка, акриловые краски, ёмкость для воды.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Заготовить шаблон из бумаги.

бумага, карандаш, ножницы

2.

Обвести шаблон на белой хлопчато-бумажной ткани, сложенной вдвое.  Прошить швом "назад иголку". Оставить небольшое отверстие для выворачивания.

белая хлопчатобумажная ткань, карандаш, игла, нитки, напёрсток, ножницы

3.

Вырезать, сделать насечки на сгибах.

ножницы, ткань

4.

Вывернуть ткань, наполнить синтепоном.  Зашить отверстие потайным швом.

ткань, синтепон, игла, нитки, напёрсток, ножницы

5.

Приготовить смесь: 1ст.л. тёплой воды, 1ст.л. кофе, 1 ч.л. корицы, 1 ч.л. ванилина, 2 ст.л. клея ПВА. Хорошенько размешать.  Затонировать игрушку толстой кистью. На швах можно промазать более концентрированным раствором: 1 ч.л. воды, 2 ч.л. кофе. Подвесить к батарее или положить на неё для высыхания. Сохнет около суток.

для смеси: вода, растворимый кофе, корица, ванилин, клей ПВА; кисть, салфетка

6.

После высыхания раскрасить акриловыми красками. Ароматный сувенир готов!

акриловые краски, кисть, ёмкость для воды, салфетка

 

 

Изготовление объёмной аппликации из бумажных салфеток «Одуванчик» (для учащихся 4 класса)

 

Технологическая карта изготовления аппликации

 

Оборудование: жёлтая бумажная салфетка, степлер, ножницы, зелёная бумага, линейка, карандаш, клей, картон для основы.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Разделить бумажную салфетку на слои. Сложить слои вчетверо и ещё раз вчетверо. Наложить слои друг на друга и соединить их степлером. Вырезать круг и сделать надрезы глубиной примерно 10 мм через равные промежутки.

бумажная салфетка, степлер, ножницы

2.

Поднять верхний тонкий слой. Сжать его пальцами вокруг центра.

бумажная салфетка

3.

Поднять все слои друг за другом. Можно поднимать по 2—3 слоя одновременно.

бумажная салфетка

4.

Получить пышный цветок.

бумажная салфетка

5.

Для листьев одуванчика нужно взять полоски бумаги размером 3,5—4 см на 8—12 см и сложить пополам. Отрезать уголки.

зелёная бумага, линейка, карандаш, ножницы

6.

Вырезать зубчики нужно по частям. Сначала сделать надрез перпендикулярно линии сгиба, затем - надрез наискосок. Развернуть листок и немного выгнуть его. Вырезать несколько листочков разного размера и разных оттенков. Приклеивать к основе только нижнюю часть листа. Для стебля свернуть трубочку из полоски бумаги.

зелёная бумага, карандаш, ножницы, клей, салфетка, картон для основы

7.

Объёмная аппликация «Одуванчик» может быть украшением открытки.

детали для аппликации, клей, салфетка, картон для основы

 

Изготовление аппликации-сувенира из картона, ткани и меха «Северяночка» (для учащихся 4 класса)

 

Технологическая карта изготовления аппликации

 

Оборудование: картон, мех, клей, ткань (сукно), салфетка, картонная деталь(ягушка), трафарет.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

На картон в форме круга приклеить мех, располагая его по краю круга ворсом наружу.

картон, мех, клей

2.

Затем на эту деталь приклеить сукно. У нас готова основа для сувенира.

ткань (сукно), клей, салфетка

3.

Для головы взять готовую деталь-картон в виде маленького круга, это лицо. На эту деталь также наклеить мех по краю круга, ворсом наружу.

Картонная деталь для головы, мех, клей, салфетка

4.

Затем приклеить лицо. Голова готова.

клей, салфетка

5.

Взять заготовку ягушки (Ягушка – женская меховая одежда народов Крайнего Севера), наложить на неё трафарет, чтобы отметить на ней карандашом расположение будущих узоров. Узоры заранее вырезать из сукна филировочными односторонними ножницами.

картонная деталь(ягушка), трафарет, ткань (сукно), ножницы

6.

Оформленную голову приклеить к туловищу, затем на основу сувенира.

основа, детали аппликации, клей, салфетка

7.

Такой сувенир может быть декоративной прихваткой для украшения кухни.

ткань (сукно), мех, картон

 

 

Роспись стекла витражными красками  (для учащихся 4 класса)

 

Технологическая карта изготовления росписи

 

Оборудование: стеклянная посуда, уайт спирит, вата, эскиз на бумаге, клейкая лента, маркер, контур, зубочистка, витражные краски, ватная палочка, кисть.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Стеклянную поверхность, предварительно обезжирить уайт- спиритом.

стеклянная посуда, уайт спирит, вата

2.

Подложить эскиз под стекло и закрепить клейкой лентой. Можно нанести рисунок сразу на стекло.

 

стеклянная посуда, эскиз на бумаге, клейкая лента, маркер

3.

Нанести контур, дать высохнуть, излишки убирать зубочисткой.

 

контур, зубочистка

4.

После высыхания контура, нанести краску, аккуратно размазывая тонкой кистью. Излишки краски убирать ватной палочкой. Каждая сторона изделия должна находиться в горизонтальном положении до полного высыхания краски.

Контур, витражные краски, ватная палочка, кисть

5.

По высохшей краске можно нанести добавления орнамента цветными контурами.

 

стеклянная посуда, контур

 

 

 

Изготовление поделки в технике папье-маше  «Весёлый поросёнок» (для учащихся 4 класса)

 

Технологическая карта изготовления поделки в технике папье-маше

 

Оборудование: воздушный шарик, нитка, газета, ножницы, клейстер, кисточка, салфетка, игла, яичные ячейки, клей ПВА, гуашь, ёмкость для воды, цветная бумага для деталей поросёнка.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Надуть воздушный шарик до нужных размеров и туго завязать.

воздушный шарик, нитка

2.

Нарезать газету на небольшие кусочки (можно нарвать).

газета, ножницы

3.

Шарик при помощи кисточки обмазывать клейстером и приклеивать вырезанные квадратики из газеты.

клейстер, кисточка, салфетка, газета, шарик

4.

Операцию по обклеиванию всего шарика повторить 4-5 раз. Особенно тщательно обклеивать вокруг «хвостика» шарика.

клейстер, кисточка, салфетка, газета, шарик

5.

После сушки 4-5 дней шарик станет легким, т.к. клейстер высохнет. Тогда надо будет взять иголку и осторожно проткнуть шарик рядом с хвостиком. Шарик начнёт сдуваться, отклеиваться от стенок и  трещать. Сдувшись, он в середине поделки оторвётся от газеты и останется внутри. Не вынимайте.

шарик, игла

6.

Вырезать из яичных ячеек ножки и пятачок. Приклеить к папье-маше с помощью клея ПВА.

яичные ячейки, клей ПВА, ножницы

7.

Раскрасить поросёнка в розовый цвет.

 

гуашь, ёмкость для воды, кисточка

8.

Приклеить треугольники-ушки, глазки и хвостик. Можно сделать в верхней части надрез и превратить поросёнка в копилку.

бумага для деталей поросёнка, клей

 

 

 

 

Изготовление поделки из ткани и веток  «Снеговичок» (для учащихся 4 класса)

 

Технологическая карта изготовления поделки

 

Оборудование: шаблоны снеговика и варежек, маркер, булавки, синтепон, ткань разных цветов, ленточка, пуговички, веточки деревьев, ножницы, иголка с нитками.

 

Этапы

Графическое изображение

Инструменты, материалы, приспособления

1.

На синтепоне обвести по шаблону снеговика и вырезать сразу две детали, скрепив их булавками.

шаблон снеговика, маркер, булавки, синтепон, ножницы

2.

Вырезать из цветной ткани две детали шляпы снеговика и пришить к основе.

ткань, ножницы, иголка с нитками

3.

Завязать на шее снеговика ленточку.

ленточка

4.

Пришить снеговику нос-морковку из оранжевой ткани.

ткань,ножницы, иголка с нитками

5.

Пришить на основу три пуговицы.

пуговицы, ножницы, иголка с нитками

6.

Приложить к обратной стороне основы тонкие ветчочки-руки и накрыть второй основой.

веточки деревьев

7.

Сшить две основы швом «через край».

ножницы, иголка с нитками

8.

Вырезать по шаблону четыре детали варежек из ткани и сшить их попарно.

шаблон, ткань, ножницы, иголка с нитками

9.

Надеть варежки на веточки-ручки, пришить к шляпе ленту или нитку и повесить снеговика на ёлку.

лента, ножницы, иголка с нитками

 

 

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев