Полезные ссылки

15.09.2017
Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе

Тема: Тематическое рисование. Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

Цели и задачи:

-закрепить понятия о композиции и перспективе, закрепить умения и знания в изображении русской природы;

-познакомить с творчеством художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, с русским народным костюмом;

-воспитывать интерес к устному народному творчеству, чувство сопереживания с героями сказки;

-развивать умение изобразительными средствами выделять главное в сюжете, развивать творческую фантазию.

Оборудование:

Для учителя:

-образцы работ,

- презентация

Для учащихся:

-акварель

-гуашь

-восковые мелки

 

1-й урок

План урока:

1.Проверка организации рабочих мест.

2.Беседа «Сказочные сюжеты». Рассказ учителя о художниках  Е.Рачеве и Ю.Васнецове.

3.Продумывание сюжетов и их композиционных решений.

4.Выполнение композиции в карандаше.

5.Выполнение композиции красками.

6.Подведение итогов урока.

Ход урока:

1 .Проверка организации рабочих мест.

2.Беседа «Сказочные сюжеты». Рассказ, демонстрация и анализ произведений художников Е.Рачева и Ю.Васнецова.

Сегодня мы будем рисовать сказку. Сказка - рассказ о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных и фантастических сил. Сказки вам знакомы и любимы с раннего детства. Ведь в них много чудес, в них разговаривают звери, а главное - всегда побеждает добро.

Слайд 2

-Давайте вспомним наиболее известные сказки. Кто является героями этих сказок?

Слайд 3

 

Слайд 4

 

Слайд 5

-Выполнял иллюстрации к этим сказкам художник Евгений Михайлович Рачев. Е.М.Рачев - волшебник, под кистью которого сказка оживает. Смотришь и смотришь на этих зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься. Герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, так художник хочет показать, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрывается настоящая жизнь. Цветные рисунки Рачева красочны, декоративны. Художник работал акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем.

Слайд 6

-Другим ярким художником-иллюстратором является Юрий Михайлович Васнецов. На ярких, занимательных рисунках Васнецова выросло не одно поколение юных читателей. Его герои - храбрый петух, робкий заяц, смешной козленок, неуклюжий и добродушный медведь, веселый кот, злой волк и плутовка-лиса.

Слайд 7

Все иллюстрации Васнецова отличаются яркостью красок. Васнецов трудился очень много, помногу раз рисуя любимые сказки. Он учился в нашем городе (в Петрограде), в поисках заработка молодой художник начал работать в отделе детской и юношеской литературы Государственного издательства, где обрел себя в иллюстрировании детских книг.

 

-Вам хочется узнать какую сказку мы будем рисовать?

Отгадайте народные  загадки и вы узнаете героев нашей сказки.

                     

1.Рыжая птичница

 пришла в курятник

 порядок наводить.

 (лиса)

 

 

2.Корова комола

 лоб широк,

 глаза узенькие,

 в стаде не пасется

 и в руки не дается.

 (медведь)

3.Из-под кустика хватит. (волк)

4.Косой бес поскакал в лес.(заяц)

5.Кто пострадал при встрече с одним из этих зверей! (колобок)

-Что же с ним произошло?

-Чему учит эта сказка маленьких детей?(Нельзя уходить из дома, на каждом шагу тебя подстерегают опасности.)

-Давайте посмотрим как Е.Рачев и Ю.Васнецов по-разному проиллюстрировали сказку «Колобок».

Слайд 8

-Кто из художников проиллюстрировал сказку?

-Почему?

-Где произошла встреча колобка с зайцем, медведем, волком и лисой?

-Что окружает героев?

- Почему звери изображены крупно, на первом плане?

-Кто из художников проиллюстрировал сказку? (Рачев)

-Почему? (Рисунки светлые, прозрачные)

-Где произошла встреча колобка с зайцем, медведем, волком и лисой? ( В лесу, на тропинке)

-Что окружает героев? (Деревья, елки, кусты)

- Почему звери изображены крупно, на первом плане? (Встреча колобка с героями - самое главное в сказке.)

 

Слайд 9

-Кому принадлежат эти иллюстрации?

-Как художник показывает сказочность происходящего?

Слайд 10

 

 

-Кому принадлежат эти иллюстрации? (Ю.Васнецову)

-Как художник показывает сказочность происходящего? (Яркий фон- светлые герои, яркие герои на спокойном фоне.)

Слайд 11

Посмотрите, как современные художники изображают героев сказки.

Слайд 12

-Как художники показали, что «Колобок» - русская народная сказка?

 

-Посмотрите, как современные художники изображают героев сказки. -Как художники показали, что «Колобок» - русская народная сказка?

(Герой в народных костюмах.)

3.Продумывание сюжетов и их композиционных сюжетов.

Слайд 13

 

Слайд 14

 

 

Учитель с учащимися обсуждают какие сюжеты можно нарисовать. Учитель объясняет последовательность выполнения работы:

1.Нарисовать линию горизонта (неба и земли), дорожку.

2.Затонировать общий фон неба, земли, дороги

3.Нарисовать элементы пространства (деревья, кусты, цветы)

4.Нарисовать героев сказки на отдельном листе, вырезать их.

5.Наклеить героев на пейзаж.

 

4.Выполнение композиции в карандаше.

Учащиеся выполняют первое задание, учитель оказывает индивидуальную помощь тем детям, у которых возникли проблемы в процессе выполнения данного задания.

5. Выполнение композиции красками.

Композиция - соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Мы должны соединить кустики, пенечки, деревья, елочки в пейзаж, который окружал героев сказки. Помним, что чем предмет дальше, тем он меньше, поэтому, если дерево далеко, то эго можно нарисовать маленьким или изобразить только низ ствола и часть нижних веток. Изображения должны заполнять весь лист.

Демонстрация сопровождается комментариями учителя (как изобразить в разных техниках солнце, каким может быть небо, как показать фактуру земли - траву и цветы в разных техниках).

Слайд 15

 

Слайд 16

 

Слайд 17

 

Слайд 18

 

Слайд 19

 

Слайд 20

 

Слайд 21

 

Слайд 22

 

Слайд 23

 

Слайд 24

 

 

6. Подведение итогов урока.

 

2-й урок

План урока:

1.Проверка организации рабочих мест.

2.Повторный показ иллюстраций Е.Рачева и Ю.Васнецова к «Колобку», беседа о русском костюме.

3.Самостоятельная работа-рисование героев сказки.

4.Оформление работы (аппликация).

5.Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских работ.

 

Ход урока:

1.Проверка организации рабочих мест.

2.Беседа «Русский костюм».

Слайд 25

-Русский костюм был своеобразным. Он защищал от жары и холода, дождя и ветра; а кроме того, давал представление о статусе человека в обществе. Женский костюм состоял из рубахи, сарафана, душегреи (это короткая распашная одежда на лямках), иногда ее заменял шугай (одежда типа кофты). По головному уборы женщины можно было судить о ее семейном положении. Девушки носили повязку, которой подхватывали распущенные волосы и косу. В праздники надевали венец, богато украшенный вышивкой и самоцветами, или кокошник, расшитый золотой или серебряной нитью. Широко были распространены головные платки.

Слайд 26

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов (портов), пояса, головного убора и обуви. Рубаха была длиной до колен или чуть ниже. Разрез на груди выполнялся сбоку, обшивался красной тканью. Наиболее красочным был костюм молодого парня: богато расшитая рубаха с поясом, к которому прикреплены кошелек, гребень, кисет, порты, сапоги с голенищами, шляпа, украшенная лентами. Старики донашивали старые вещи, поэтому их костюм состоял из рубахи и безрукавки.

Обувь, мужская и женская, были одинаковая - лапти. Летом же люди ходили босиком.

 

-Во что вы оденете героев сказки?

Слайд 27

 

Слайд 28

 

Слайд 29

 

Слайд 30

 

Слайд 31

 

 

-Главных героев нужно выделить и показать их взаимоотношения.

3.Самостоятельная работа - рисование героев сказки.

4.0формление работы (аппликация).

5.Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских работ.

 

 

Рисунки детей.

 

 

 

 

Список литературы:

1.В.С.Кузин «Изобразительное искусство 1 класс»

«Дрофа» Москва 2005

2.И.П.Фрейтаг «Основы трудового обучения младших школьников на материале традиционной культуры Русского Севера» Санкт - Петербург Издательство РГПУ им. А.Г. Герцена 2001

3.«Большая энциклопедия начальной школы»

Санкт - Петербург «Издательский Дом «Нева»

Москва «ОЛМА- ПРЕСС» 2003

4.«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Москва «Просвещение» 1990

Комментарии
Банаева Евгения27.10.2017 11:27

Хороший конспект урока. Детям будет интересно. Используется наглядный материал. Есть всё этапы урока и их соблюдение. А так же, есть и примеры для детей, рисунки с изображением сказочных героев по данной теме. Учитель очень хорошо составил коснспект. Мне очень понравился данный респектабельно урока и я думаю, что детям уроке, проведённый по этому клнспекту. И я думаю, что детям тоже понравится урок, которы йбудет организованно по данному конспекту. Всё очень понравилось.

 

Мария Фёдорова25.10.2017 08:19
Очень подробный конспект, все доступно и понятно описано. Обязательно буду принимать его как пример в своей практике)
Валентина В.24.10.2017 21:14

Очень подробный и содержательный урок на, казалось бы, простую тему. Я думаю, что детям будет очень интересно работать в такой форме, ведь предлагается столько наглядного материала, подробные объяснения и даже презентация. Здесь вложено немало труда!

 

Анна Щ.24.10.2017 20:10

Содержательный урок. Все этапы описаны достаточно подробно. Я считаю,что учащимся будет интересно выполнять данную работу. 

Кристина Мысова23.10.2017 09:51

Конспект объёмный и интересный.Использовался наглядный материал.В конце урока понравилиь рисунки детей

Татьяна Ш.17.10.2017 19:20

Конспект урока содержательный и интересный. Работа сопровождается  понятным и доступным для детей языком. На мой взгляд, им будет очень интересно выполнять эту работу. Также плюсом является сопровождение презентацией в ходе урока.

Ангелина А17.10.2017 18:50
Очень хороший и полезный конспект урока. Всё хорошо расписано интересно то, что всё сопровождалось презентацией. Урок мне очень понравился!
Любовь Д.17.10.2017 18:23

Конспект урока очень интересный и объёмный. Все написано четко и понятно. Тема данного проекта увлекательна и познавательна. Мне все понравилось. 

Мария.З17.10.2017 17:56

Интересный и содержательный урок. Много нового узнала о такой чудесной сказке. Очень понравились в конце рисунки детей.

Аня Ф.16.10.2017 15:51
Очень подробный и познавательный конспект. Все доступно написано. Красочная презентация. Буду брать в пример.
Бурдыганова Оксана11.10.2017 11:42
Хороший и интересный конспект урока !! Много интересной и творческой работы. Мне очень понравилось
Никандрова М.10.10.2017 23:10

Очень интересный и познавательный конспект урока. Присутствуют понятные объяснения определений, все расписано четко и ясно. К месту присутствует презентация, на которой каждый слайд четко расписан и объясняется учителем в ходе урока - наглядность это всегда хорошо. Составитель очень хорошо постарался, составляя данный конспект урока. 

Кристина Ш.10.10.2017 21:32

Мне очень понравился конспект по этой теме! Все очень четко расписано. На уроке используется много наглядного материала, а дети могут проявить свою фантазию. Для тех, кто затрудняется, предусмотрены различные примеры того, что можно изобразить.На первом уроке дети вспоминают, что такое сказка и какие сказки они знают. Все этапы последовательны, во время первого занятия дети знакомятся с некоторыми художниками и даже учатся отличать их работы. Во время второго урока проводится обсуждение детских работ, что на мой взгляд очень важно. Урок очень познавательный и интересный.

Светлана Ф.10.10.2017 18:23
Хороший конспект урока. Урок по этому конспекту получится интересным. Возможно использую его в своей работе в школе.
Гераскина Елизавета10.10.2017 12:54

Конспект достаточно объемный и интересный. Начало первого урока очень содержательное, дети знакомились с понятием сказка. На мой взгляд практическая часть второго урока  самая интересная, так как дети изображали любимых героев сказки "Колобок"  и их взаимоотношения, а так же придумывали наряды своим героям.

Александр05.10.2017 21:34

Интересный урок! Узнал много нового и интересного о колобке!

Добавить комментарий

отправляя комментарий на модерацию, Вы тем самым принимаете условия правил публикации комментариев